Для родителей

Для родителей

 

Опорядке приема  в I  классы   О закреплении территорий

 памятка родителям первоклассников

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и| заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесооб­разность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не упустите трудности, возможные у ребенка на начальном эта­пе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, на­пример, есть логопедические проблемы, постарайтесь справить­ся с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассни­ка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что по­хвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хоро­шо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за со­ветом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился че­ловек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мне­ние первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Общие рекомендации

  1. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

  2. Можно выражать своё недовольство отдельными дейст­виями ребенка, но не ребёнком в целом.

  3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, ка­кими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит для этого есть основания.

  4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систе­матическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

  5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сооб­щать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

6. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  • Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

  1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответ­ственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

  2. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательны­ми последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

  3. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

  1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрица­тельные переживания, сообщите ему об этом.

  2. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, о СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

  3. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, должны согласовываться взрослыми между собой.

  4. Используйте в повседневном общении приветливые фра­зы. Например: «Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть, хоро­шо, что ты пришел, мне нравится, как ты...», «Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший...».

  5. Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать ро­дителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей. Запомните: родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее мо­гут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!

 

«Папа у Васи...», или Уроки с первоклашкой

Когда родители вечером приходят усталые с работы и обна­руживают, что их юный школьник, вместо того чтобы ложиться спать, судорожно доделывает уроки, их мучает один вопрос: по­чему, собственно, их чадо не приготовило уроки в течение дня? Ребенок ответить затрудняется, а разгневанная бабушка или ня­ня сообщают: «Да он просто не хотел садиться за них!».

Дети по-разному относятся к домашним заданиям. Некото­рые с первых учебных дней без лишних напоминаний садятся за уроки и прилежно выполняют все что задано. Другие же отвле­каются, стараются сделать все побыстрее и кое-как. Третьих просто невозможно усадить за стол, им необходимы непрерыв­ный контроль и подгоняющие замечания.

Вместе, но не вместо...

Родители первоклашек нередко жалуются, что приготовле­ние уроков превращается для них в настоящий кошмар. Ребенка сложно усадить за стол, он все время находит предлоги, чтобы отложить неприятное дело на неопределенное время. Если же он все-таки сел делать домашнее задание, то взрослым приходится сидеть у него над душой, без их контроля ребенок не способен довести начатое до конца. Он постоянно отвлекается, письменные упражнения делает небрежно. Нередки случаи, когда ма­лыш просто не знает, что задано, или намеренно умалчивает о «неважных», по его мнению, заданиях. Например, ответить на вопросы, выучить правило или стихотворение. Родители, нау­ченные горьким опытом, вынуждены контролировать это и звонить кому-то из одноклассников, спрашивать о задании у учителей.

Некоторые мамы и папы, отчаявшись, испытывают большое желание «махнуть на уроки рукой» и пустить все на самотек, мол, «повзрослеет и возьмется за ум». После этого ребенок окончательно «скатывается». Или же родители по возможности делают за ребенка его работу (решают задачи, что-то рисуют), сохраняя таким образом свои нервы и время. При этом они оказывают сыну или дочери медвежью услугу, поскольку те все равно не смогут сделать аналогичное задание в классе.

Уйти с боевого поста.

Как же правильно делать с ребенком уроки, какую тактику выбрать? Не сидите у него над душой. Когда малыш начал рабо­ту, встаньте, ходите по комнате, делая какие-нибудь хозяйст­венные дела, время от времени подходите к нему, смотрите, какой стадии его работа. Если заметили, что маленький ученик отвлекся, спокойным и доброжелательным тоном поинтересуй­тесь его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, но не «разжевывайте» ему задания. Ребенок должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость: пусть малыш объяснит вам, как они делали подобное задание в классе, ведь вы были первоклашкой так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с ребенком в словаре - это, с одной стороны, по­служит сменой деятельности, а с другой, приучит ребенка поль­зоваться справочной литературой.

Бороться с частыми отвлечениями поможет составление расписания, то есть плана выполнения уроков, и развитие у ре­бенка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем его работы: быстро ли он утомляется от однообразной деятельно­сти, легко ли включается в новое задание или долго «раскачива­ется». Какие из заданий ему даются легче, какие учебные пред­меты ему более интересны? Затем, учитывая индивидуальные особенности своего первоклашки, составьте вместе с ним план выполнения уроков'' на каждый день. Если ребенок хочет посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарай­тесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Пред­положите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сде­ланное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет малыша, выполнение уроков пере­станет восприниматься им как скучная обязанность. Составляя план работы, помните, что 6-7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте. Поэтому обязательно обес­печьте ему возможность частой смены деятельности.

Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в ком­нате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет вхо­дить только контроль конечного результата.

Мама, подготовься к школе, или как вести себя с ребенком-первоклассником

Первый класс - это серьезное испытание не только для ре­бенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас Ваш ребенок учится самостоятельности, ответственно­сти. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается опреде­ленное отношение к самому понятию «школа». А как часто бы­вает: все лето Ваш малыш жил ожиданием 1 сентября...

Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот - долгожданный сентябрь... Проходит неде­ля-другая, и Вы замечаете, что он уже идет в школу как на ка­торгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с пререканий: «Не пойду! Не хочу! Не буду!». Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хо­рошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это про­изошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.

Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс?

  1. Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки, сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).

  2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это Ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться - это Ваша вина: завтра разбудите его раньше настолько, насколько он «закопался» сегодня.

  3. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если ма­лыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет не­сколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.

  4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуй­ся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было пло­хих отметок» и т. п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов -ведь у него впереди трудный день.

  5. Встречая ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе?» или, еще хуже, иро­ничные высказывания вроде «Ну как, сегодня без двоек?», «Ну, двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не об­рушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого ра­бочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет с ходу поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, не откладывайте разговор на по­том, выслушайте его - это не займет много времени. Подумайте о том, как иногда Вам самой важно, чтобы Вас кто-нибудь вы­слушал.

6) Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет - осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить свое любопытство сию минуту.

  1. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ В ПРИСУТСТВИИ малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны - они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.

  2. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы са­дился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если Ваш первоклашка поспит полтора часика - это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.

  3. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужно делать 10-15-минутные «перемен­ки», и лучше, если они будут подвижными.

  1. Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Спокой­ный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай раз­беремся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьете у ребенка охоту просить Вас о помощи в будущем.

  2. Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то...». Это по­рочная практика - у ребенка выработается неверное представле­ние о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, де­лает Вам одолжение, за которое Вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кро­ме того, условие, которое Вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и Вы окажетесь в сложной ситуации - либо быть последовательной до конца и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое «родительское слово».

  3. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не от­влекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радо­стей и неудач.

  4. Выработайте единую тактику общения с первоклассни­ком всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что - нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой или что Вы сами до всего дойдете. Изо­бретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.

  5. Помните, что в течение учебного года есть «критиче­ские» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок бы­стрее утомляется, у него снижена работоспособность. Для пер­воклашки это первые 4-6 недель (3-4 недели для учеников 2-4 классов), затем - конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четвер­ти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к со­стоянию ребенка.

  6. Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто мож­но слышать в обращении к 7-8-летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопив­шееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуж­дать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и в Ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы чи­тать ребенку нотации и трепать ему и себе нервы.

Рекомендации специалистов Филадельфийского детского центра «По обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка»*

Воодушевите ребенка па рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обяза­тельно спрашивайте Вашего ребенка о его одноклассниках, де­лах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успе­ваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если чувствуете, что мало знаете о школьной жизни Вашего ребенка, или о его про­блемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем Вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремле­ние сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между Вами и учителем возникают серьез­ные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разре­шить их, даже если для этого придется беседовать с директором школы. Иначе Вы можете случайно поставить ребенка в нелов­кое положение выбора между преданностью Вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успевае­мость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ре­бенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно

даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Выра­жайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в шко­ле, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном вы­полнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, на­сколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например: «Ты на полчаса больше можешь посмотреть телеви­зор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие». Та­кие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится Ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь Вашего ре­бенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, ор­ганизуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как Ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информа­цию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, уста­новленных в школе и классе, различных возможностях обуче­ния, предоставляемых школой Вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет Вам сформировать у ребенка хорошие привычки к обучению. Про­демонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти отве­ты самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучае­мыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количест­во краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддер­живать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, на­чало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избе­жать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Невнимательный ребенок

Конечно же, все родители хотят, чтобы учение давалось ре­бенку легко. Не секрет, что одни дети схватывают все на лету, а другие усваивают материал медленнее. Подчас это происходит из-за невнимательности. Каждый человек за единицу времени воспринимает разное количество информации.

Развитие способностей внимания у детей - необходимая ос­нова их хороших отметок в школе. Эти способности складыва­ются: из умения сосредоточенно (не отвлекаясь) работать над заданием - концентрация внимания; умения держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию - объем внимания; умения контролировать соблюдение всех условий выполнения какого-либо учебного задания - распределение внимания; умения выделять из отвлекающего окружения (фона) только ту информацию, которая необходима для работы или за­дана условиями задачи, - распределение внимания. Немаловажной является способность ребенка достаточно долго не уставать при длительном выполнении какого-либо задания - выносливость, устойчивость внимания.

Не отчаивайтесь, если ваш ребенок бывает рассеян. Внима­ние можно тренировать. В этом вам помогут веселые игры и за­дания, которые сделают занятия с малышом не только полезны­ми, но и увлекательными.

Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ре­бенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя ка­рандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите ему со временем отложить карандаш в сторону.
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: «стол», «кровать», «чашка», «карандаш», «медведь», «вилка» и? так далее. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши то­гда, когда встретится слово, обозначающее, например, живот­ное. Если сбивается, повторите игру сначала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, то есть малыш хлопает в ладо­ши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту, распределения и переключения внимания, а, кроме того, расши­ряют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми: желание, азарт, приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку не­большой текст (газетный, журнальный) и предложите, просмат­ривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (напри­мер, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и анализируйте их. Порадуй­тесь вместе с малышом его успехам. Затем для тренировки рас­пределения и переключения внимания измените задание. На­пример, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «п» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «р», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н». Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить ма­лыша.

Что изменилось?

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все встают в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Остав­шиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и так далее. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и, в этот момент, поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержа­нием и попросить ребенка найти несоответствия. Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания: нужно подго­товить несколько наполовину раскрашенных картинок, и малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину кар­тинки, а затем ее раскрасить (это могут быть бабочка, стрекоза, домик, елка и так далее).

Цифровая таблица.

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, кото­рые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убеди­тесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух циф­ры от 1 до 25». Большинство детей 5-7 лет выполняют это зада­ние за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случай­ном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр про­пущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры под­ряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их). Зафиксируйте время, кото­рое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

Звездочки.

Для проверки внимания ребенка заготовьте два поля разме­ром 8 х 8 см и 20 маленьких (размером примерно 2 см в диамет­ре) звездочек. Положите звездочки на клетки поля, покажите это ребенку в течение 1 секунды и попросите затем уже на своем поле расположить звездочки так же. Начиная с 2 увеличивайте количество звездочек до 10. Время предъявления остается тем же - 1 секунда. Не позволяйте малышу слишком долго вспоми­нать взаиморасположение звездочек - не более чем 20 секунд. Обратите внимание, с какого момента ребенку становится труд­но выполнять задание. Оцените результаты. Если малыш без ошибок воспроизводит 7-10 звездочек - отлично, 5-6 звез­дочек - неплохой результат, 4 и меньше - чтобы не оказать­ся «человеком рассеянным», нужно тренировать внимание каж­дый день!

Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание.

Успехов вам и вашему будущему школьнику!