Программа развития

Программа развития

  Выписка

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 23 им.А. П. Антонова»

муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея

на 2010-2015 гг.



1.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЫ

В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:

  • обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных

особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей

путем создания в школе максимально благоприятных условий для всестороннего развития каждого ребенка;

  • патриотизм;

  • воспитание на лучших культурных традициях русского народа, использование исторического и культурного наследия России;

  • формирование устойчивой нравственной позиции;

  • семья, здоровье, образование и труд как основа жизнедеятельности: использование здоровьесберегающих технологий;

  • психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;

  • самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;

  • свобода творчества учащихся и учителей;

  • сотрудничество педагогического коллектива;

  • преемственность обучения.

Данные ценности определяют цели развития школы:

  • обеспечение прав и свободы личности;

  • создание условий для воспитания творческой, свободной личности,

  • дифференцированный подход к обучению на основе психолого-педагогической диагностики возможностей, склонностей, способностей школьников;

  • снижение перегрузки учащихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;

  • опора на особенности и склонности ребенка с целью их дальнейшего развития;

  • разработка карты индивидуального развития учителей;

  • реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов и учащихся;

  • создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;

  • развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей.

Перечисленные принципы лежат в основе построения программы, сориентированной на:

- личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира;

- свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей;

- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика.

Ориентируясь на индивидуальность ребенка, школа должна создать условия для самореализации личности каждого школьника.

Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы и основные направления деятельности по ее реализации.

Законодательная база для разработки Программы развития включает в себя следующие нормативно-правовые акты: Конвенцию о правах ребенка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Закон РФ «Об образовании»; Устав школы.


3.6.Материально-техническая база

Школа функционирует в здании постройки 1977 года. Здание 3-х этажное типовое, кирпичное.

В школе 40 оборудованных учебных кабинетов и классных комнат, среди них кабинет технологии приготовления пищи, кабинет ИКТ, музыки и танцев. Есть спортзал, спортивный класс, тренажерный зал, спортивный зал для занятий дзю-до, столовая, мастерские, кабинет психологической разгрузки.

Библиотека обладает общим фондом 21940 книг, в том числе 13108- учебная литература, есть методическая и художественная литература.

Компьютерный класс в старшем звене подключен к Интернету, имеет 13 компьютеров, мультимедийную установку, экран, сканер, принтер и многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс). Компьютерный класс начальной школы оснащен компьютером, проектором, принтером, сканером.

Кабинеты:

-технологии и приготовления пищи- электроплита, холодильник, набор столовой посуды

-обслуживающего труда ( 2 электроплиты,5 швейных машины, набор столовой посуды и т.д.);

- комбинированная мастерская (станок токарный по дереву, станок точильный , станок сверлильный, столярный верстак –6);

-спортивный зал (козел - 1, маты -5, спортивные мячи -2 , 2 шведских стенки (двух- и шестисекционная), обручи-10, баскетбольные щиты с кольцами- 2 больших, 4 маленьких, волейбольная сетка -1).

Стадион имеет беговую дорожку; волейбольную, баскетбольную площадки, футбольное поле, площадку для ручного мяча, полосу препятствий и т.д.

Имеется оборудованная столовая на 160 мест.

Есть актовый зал, для проведения внеклассных мероприятий используются магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, есть телевизор , видеокамера.

В школе создан краеведческий музей. Он открыт в 2005 году.

 

3.7. Организация образовательного процесса

Учебный план основной и средней школы создан на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 322 от 9 февраля 1998 года. Администрация школы осуществляет постоянный контроль соблюдения конституционных прав на образование.

При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения, учитываются санитарные требования, материально-техническое обеспечение, условия, в которых находится школа на данный учебный год (кадры, желание учащихся, родителей, мнение и возможности педагогического коллектива).

Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на изучение предметов регионального компонента (адыгейский язык, адыгейская литература, история Адыгеи). В 5-х классах открыт класс с углубленным изучением математики. В компонент образовательного учреждения включены ритмика, коррекция, психология (классы коррекционного вида), технология, право, основы православной культуры, информатика, психология и др. предметы- в старших классах. Для параллели

9-х классов организовано предпрофильное обучение. Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, рекомендованным Федеральным перечнем учебных изданий.

Отведены часы на факультативные занятия уч-ся в начальных, 5-8 классах. Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, гуманитарное, фольклорное, спортивное.

3.8 Инновации в образовательной и воспитательной деятельности школы:

· Создание системы работы с одарёнными детьми.

· Введение в традицию школы ежегодное выявление «Ученика года» по результатам учебного года по номинациям: «Учеба», «Спорт», «Культура».

· Рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителя.

 

3.9.Приоритетное направление деятельности учреждения.

1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Подпрограмма «Одаренные дети»).

2охранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни. ( Подпрограмма «Здоровое будущее»)

3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования .

4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя (Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей)

5 Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, , воспитание любви к Родине, развитие духовности учащихся через историческое и культурное наследие, через лучшие традиции русского народа.

В школе стали традиционными различные конкурсы, предметные недели, предметные олимпиады, проведение школьной научно-практической конференции. Лучшие ученики участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде. Школьники принимают активное участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех» и Международном математическом конкурсе «Кенгуру – математика для всех». Принимая участие в олимпиаде при РЕМШ по математике и, биологии и физике, ряд учащихся в течение нескольких лет были зачислены без экзаменов в математическую школу при РЕМШ. В городской научно-практической конференции учащихся школьниками получены Дипломы 2-й степени в 2008г. и 3-й степени в 2010г.

Учащиеся нашей школы в 2009-2010 учебном году результативно выступали в городских и республиканских предметных олимпиадах:

Год

Предмет

Вид олимпиады

Место

2009-2010

математика

республиканская

3

2009-2010

физика

республиканская

3

2009-2010

биология

республиканская

2


В школе действует система стимулирования учащихся: Похвальный лист Похвальная грамота, Доска Почёта, благодарственные письма родителям, получение именных городских стипендий.

Учебный год

Количество

стипендиатов

2007-2008

1

2008-2009

1

2009-2010

1

.

5.3.Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Социальный заказ- это спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. К субъектам, участвующим в формировании социального заказа образовательному учреждению, относятся:

• государство и муниципалитет;

• учащиеся;

• их родители;

• педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности;

• обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

• совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения

• информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

- интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

-формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

- сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся желают, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

- была возможность получить качественное среднее образование , имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Исходя из предыдущих пунктов, можно определить стратегические направления развития школы:

- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса;

- широкое использование в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

- высокий и стабильный кадровый потенциал;

- система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-система и координация деятельности всех структур коллектива администрацией

школы;

-соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

- недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам;

- недостаточная материально - техническая база;

- низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;

- самоустранение родителей от воспитания своих детей;

- сравнительно низкий показатель качества обучения по некоторым предметам.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их социализацию в современном обществе.

5.4. Основные положения концепции школы

1. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе должны быть ориентированы на:

• самопознание и саморазвитие учащихся;

• развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;

• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;

• развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.

Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.

Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения.

2. Современная школа немыслима без педагогов, не ориентированных на достижение личных, профессиональных и иных качеств.

Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.

3. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:

• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху;

 профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Определяя свою концепцию развития школы, мы представляем, каким будет выпускник нашей школы.